Новости Казахстана, Новости » Никто не хочет покупать новые автомобили


2016-01-23 от Админ
Тех, кто в декабре купил новую машину, но не успел ее сразу поставить на государственный учет, ждал неприятный сюрприз. Налоговый сбор за первичную регистрацию автомобиля увеличился в 200 раз. В новогоднюю ночь 500 тенге превратились в сто тысяч! Граждане в шоке: теперь люди, не планировавшие такие затраты, не могут получить госномера и сесть за руль. А пока «нулевые» машины простаивают, Казахстанская ассоциация предпринимателей призывает народ объединиться, чтобы сообща судиться с чиновниками.
 
Благие намерения
С 1 января в Казахстане стали действовать новые, увеличенные, ставки сборов за регистрацию механических транспортных средств. До сих пор требовалось уплатить сущую мелочь – 0,25 МРП независимо от года выпуска автомобиля. Теперь же 0,25 МРП оставили только для легковушек, которые сошли с заводского конвейера меньше года назад. За авто, выпущенные менее трех лет назад, требуют 50 МРП. А если машина была собрана еще раньше, за ее регистрацию придется выложить уже 500 МРП (более миллиона тенге)!
Однако весь сыр-бор разгорелся вовсе не из-за того, что кому-то изменения, внесенные в Налоговый кодекс, показались чересчур жесткими. Как-никак закон принимался из благих побуждений: чтобы остановить ввоз в Казахстан европейского шрота. И тут законотворцев еще можно было понять: вроде как пекутся они о поддержке отечественного автопрома. А заодно заботятся об окружающей среде: надеются сократить количество гари, которой чадят выхлопные трубы старых авто.
Однако на практике выходит наше традиционное «хотели как лучше – получилось как всегда». Сегодня граждане вынуждены вместо новеньких отечественных машин с нулевым пробегом покупать все то же старье с рук – лишь бы избежать первичной регистрации. И дело тут не в законе, а в том, как хитро власти принялись трактовать новые требования. Чиновники повернули все таким образом, что даже за те машины, которые никто ни разу не заводил, нынче заставляют выкладывать 50 МРП – то есть 106 050 тенге!
 
«Мы попали»
О том, как такое стало возможным, рассказал директор такси «Престиж» Айбек Мамбетов, который по государственной программе выиграл грант на расширения автопарка и под Новый год приобрел партию новеньких легковушек.
- Мы попали! – сокрушается Айбек. – До Нового года были очень сильные бураны. Наши машины простояли в Осакаровке трое суток! Только после обеда 31 декабря мы их получили. Пока сгрузили, пока на стоянку завезли – на учет поставить уже не успели. 5 января обратились в ЦОН, но нам ответили: «Пока документы принимать не будем, сами не знаем, что и как, ждите». Мы прождали три дня. Потом подали документы на одну машину – посмотреть, что будет. Но нам отказали, сказали, что машине уже больше года и, соответственно, платить надо больше. Хотя мы предоставили справку с завода о том, что машина была выпущена 2 декабря 2015 года. Машине всего месяц! И вся партия у нас такая. Получается, что теперь меня загружают на 1 600 000 тенге за весь парк! Просто так, ни с чего. Таких денег у меня сейчас нет. Потому что на мне кредиты висят. Машины стоят. Люди ходят и не могут устроиться на работу. А все потому, что несколько нерадивых чиновников, решивших, что они главнее главы государства, упразднили календарь. Они просто решили бабла срубить. И хотя по закону в году у нас 12 месяцев, они отключают логику: плати деньги и точка.
 
Территория абсурда
В такой же ситуации оказались и автосалоны. При нынешнем кризисе клиентов там и без того немного. А редкий покупатель, который все-таки решается приобрести машину, отказывается от покупки, когда узнает о том, сколько государство возьмет с него за госномер. В итоге новые машины, 2015 года выпуска, остаются на складах невостребованными.
- Теперь никто не будет покупать автомашины 2015 года, все будут ждать выпуск 2016 года, – рассуждает председатель гильдии такси Виктор Шабанов. – Когда они поступят в автосалоны, еще неизвестно. Как правило, это происходит к середине года. Но в середине года автосалоны уже перестанут отправлять заказы заводам-производителям. Из-за опасений, что за оставшиеся полгода они не успеют распродать машины. Мне кажется, тут корень проблемы сидит высоко. Те, кто инициируют эти законы, мало понимают, что делают. Закон был принят без участия общественных организаций, которые ближе к народу.
- Цена выросла почти на 20 тысяч процентов, – возмущается автолюбитель Петр Сысак. – С какой стати? Разве наши доходы растут в год на 20 тысяч процентов? Мы сейчас находимся на территории абсурда. И с какого перепугу мы должны платить такие суммы за новые машины?
- Средний класс только-только пошел в автосалоны покупать новые автомобили, чтобы не загрязнять воздух, не попадать в аварии из-за поломок, – говорит президент ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин. – И глава государства говорит, что в Казахстане пора обновлять автопарк. Поэтому в автосалоны стали вкладывать средства. Например, у «Бипэк Авто» имеется целый парк автомашин 2014-2015 годов выпуска. Это же не старье, а новые автомашины – «Кия», «Хюндай», произведенные в Казахстане. Но теперь получается, что покупательская привлекательность таких машин упала. Автосалоны попали! Без регистрации транспорт не выпустишь. Вот и все. Нам всем теперь придется ездить на шроте.
Казахстанская ассоциация предпринимателей готовит обращение к Нурсултану Назарбаеву. Правозащитники попытаются убедить президента страны в том, что чиновники поступают неправильно, округляя год выпуска машины. Ведь в Гражданском кодексе четко оговорено, что срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число.
Кроме того, ассоциация предпринимателей собирается подключить к борьбе с чиновниками общественность. Ермек Абильдин призвал всех граждан, которых заставляют платить непомерный сбор за «нулевое» авто, обращаться в ЦОНы за регистрацией, получать официальные отказы, а потом нести эти отказы в Казахстанскую ассоциацию. Ее юристы будут обжаловать все эти отказы в судебном порядке.
 
Справка
Новые ставки сбора за постановку машины на учет

Сбор за первичную государственную регистрацию транспортных средств

Ставки (МРП)

категории М1

(легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения):

до 1 года

0,25

до 3 лет

50

старше 3 лет

500

 

категории М2

(микроавтобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т):

до 1 года

0,25

до 3 лет

240

от 3 до 5 лет

350

свыше 5 лет

500

 

категории М3

(автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т):

до 1 года

0,25

до 3 лет

240

от 3 до 5 лет

350

свыше 5 лет

500

 

категории N1

(грузовые, имеющие максимальную массу не более 3,5 т):

до 1 года

0,25

до 3 лет

240

от 3 до 5 лет

350

свыше 5 лет

500

 

категории N2

(грузовые, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т):

до 1 года

0,25

до 3 лет

240

от 3 до 5 лет

350

свыше 5 лет

500

 

категории N3

(грузовые, имеющие максимальную массу более 12 т):

до 1 года

0,25

до 3 лет

240

от 3 до 5 лет

350

свыше 5 лет

500

 

категории L

(мопеды, мотоциклы, трициклы и квадроциклы):

независимо от года выпуска

0,25


Анастасия Машнина